Представителей фармкомпаний изгнали из храмов медицины безвозвратно
Как сообщили “Ъ” в Минздраве, министерство разрабатывает и вскоре представит проект порядка осуществления контроля за исполнением положения закона «Об основах охраны здоровья граждан» — в части ограничений, налагаемых на врачей и фармацевтических работников при осуществлении ими профессиональной деятельности. Напомним, что заработавший с января 2012 года закон запрещает врачам принимать подарки и деньги от фармацевтических компаний, заключать соглашения с производителями о назначении или рекомендации пациентам их лекарств, осуществлять выписку лекарств на фирменных бланках и принимать участие в любых мероприятиях, финансирование которых осуществляется фармкомпаниями.
Фармацевтические компании, впрочем, уже недовольны исполнением закона: в медучреждениях нет единого порядка допуска медпредставителей к врачам, каждое учреждение трактует закон по-своему. Как заявил “Ъ” директор Ассоциации российских фармацевтических производителей (АРФП) Виктор Дмитриев, медучреждения «развели самодеятельность»: «Правила от больницы к больнице отличаются, отсутствие единых правил создает проблемы по продвижению безрецептурных препаратов, по сбору побочных реакций». По его словам, руководителям медучреждений стало проще ограничить общение врачей и представителей фармкомпаний, чем вводить регламент — зачастую медпредставители не могут с ним даже ознакомиться. Ассоциация разработала и направила в Минздрав, Роспотребнадзор и Госдуму «унифицированный механизм» — проект единого регламента («стандартную инструкцию как базисную платформу, как начало диалога», говорят фармацевты). На основе такого «порядка допуска представителей фармкомпаний, производителей или продавцов медицинских изделий к медработникам медорганизации», полагают в АРФП, должен быть подготовлен соответствующий подзаконный акт.
Документ ассоциации предусматривает индивидуальные формы взаимодействия медработников с представителями фармкомпаний в случаях проведения клинических исследований, участие врачей в мероприятиях, связанных с повышением их профессионального уровня, а также — при необходимости — мониторинг безопасности лексредств. Фармкомпании готовы обсуждать документ с профессиональным сообществом и с чиновниками, однако в Минздраве “Ъ” заявили, что вводить единый регламент не планируется. Представители ведомства напомнили: согласно закону «порядок приема представителей фармкомпаний устанавливается администрацией медучреждения», а контроль за тем, как медучреждения исполняют положения закона, осуществляют Росздравнадзор и региональные ведомства.
Сами врачи новый закон приветствуют, но не без нареканий. «Если до принятия закона реклама лекарств носила ненормальный характер, то сейчас вообще не стало никакой информации»,— заявил “Ъ” вице-президент Российской медицинской ассоциации Георгий Комаров. Врачи соглашаются, что должны быть единые правила игры, и отмечают, что медпредставители, кроме информационно-просветительской функции, ведут мониторинг безопасности применения лекарств. При опросе фармкомпаний “Ъ” удалось выяснить, что многие из них начали менять маркетинговые стратегии, в том числе вводить интернет-программы и семинары для врачей, повышать квалификацию своих представителей и вводить «этические кодексы» по взаимодействию с врачами. Некоторые представители фармбизнеса, впрочем, опасаются, что в нынешних условиях их коллеги «разведут теневую деятельность» — будут встречаться с врачами в нерабочее время и «не в больнице, а в ресторане напротив».